Индийская вышивка является неотъемлемым наследием национальной культуры, представляет собой важный памятник искусства. Узоры, разработанные мастерами прошлого, стали столь узнаваемыми, что они могут быть сравнимы с флагом страны по своей значимости. Постоянно раскрываются тайны новых техник, находятся захватывающие сюжеты и черпается вдохновение в экзотическом искусстве индийской вышивки.
История индийской вышивки богата и не оставляет никого равнодушным, невозможно охватить ее в полном объеме. В статье акцент будет сделан на наиболее интересных школах вышивки: «шиша», «чиканкари», «кантха» и «зардози».
Шиша
Вышивка «шиша» представляет собой феномен культуры, который прямо отражает историю страны.
Слово «шиша» происходит из хинди и означает «маленькое зеркало». Главным элементом этой вышивки являются круглые зеркала. Ее истоки уходят в далекое прошлое, и точная дата возникновения неизвестна, так как отследить появление конкретной ремесленной техники практически невозможно.
В 17 веке, во время правления одного из самых известных монархов Индии Шах-Джахана, который построил знаменитый Тадж Махал, вышивка «шиша» стала популярной. Внушительный вклад в ее популяризацию внесла жена правителя, увлеченная этим видом ручной работы.
Источники возникновения техники «шиша» можно отыскать в стремлении имитировать богатство, а также в индийских религиозных верованиях. В Индии ценится золото, роскошные украшения и яркая одежда, но не все могут себе позволить такое изобилие. Вместо золота в древности использовали слюду или окрашенное серебром стекло. Это способствовало популяризации вышивки среди широких слоев населения.
Во многих культурах зеркало обладает особой символикой и магическим значением. Оно находит применение в различных оккультных практиках. В контексте индийской традиции зеркало служит символом, отражающим злые намерения. Предполагается, что ношение одежды с вышивкой шиша способствует противостоянию негативной энергии, исходящей от окружающих.
Техника шитья
Рассмотрим процесс работы более подробно. Важнейшим аспектом, с которого стоит начать, является обработка и крепление маленьких декоративных зеркал:
- Первый шаг – прикрепление зеркала к ткани;
- Второй шаг – обшивка "шиши" с помощью стежков, создающих решетку;
- Третий шаг – когда решетка из перпендикулярных стежков готова, создается узор. Зеркало обшивается обметочным швом в любой точке лицевой стороны изделия, захватывая при этом уже имеющиеся нити на зеркале.
Зардози – золотая роскошь
Своей роскошью и яркостью эта форма вышивки не уступает другим. Термин «зардози», происходящий из персидского языка, означает «вышивка золотом». Поэтому нет необходимости подчеркивать очевидное: данная вышивка была предназначена для аристократии и знати. В 16 веке, при правлении Великих Моголов, она достигла своего расцвета.
Вышивка зардози использовалась, в основном, для украшения свадебной одежды. Наиболее драгоценные сари (традиционная женская одежда в Индии) вышиваются драгоценными камнями и золотом, и на создание таких изысканных работ могли уйти долгие месяцы. В «зардози» используются растительные мотивы, вдохновленные богатой индийской природой, которая богата сюжетными формами.
Одним из известнейших мастеров вышивки в этой технике был Шамсуддин, чьи картины занимали несколько лет для создания. Особенно знаменитыми стали его работы «шахматы», и таких произведений было целых 30. Интересно, что Шамсуддин так и не решился продать полотно, над которым он трудился всю жизнь.
Вышивка зардози выполняется с использованием специального крючка, и требует обучения. Примечательно, что этим видом рукоделия занимаются исключительно мужчины.
Индийская вышивка отличается от европейской своими узорами. Возможно, вы, знакомы с узором пейсли, который иногда называют «турецким огурцом». Однако узор берет свое начало в восточных странах и до сих пор является одним из главных мотивов в зардози.
Чиканкари
Вышивка чиканкари – это непривычный для Индии стиль вышивки, лишенный ярких узоров, золота и драгоценных камней. Его простота и изящность заключаются в белой вышивке на светлом фоне. Одна из основных местных достопримечательностей – это одежда «Kurtas Chikan» (длинная рубашка с чиканкари вышивкой). Вышивка выполняется с использованием шва «вперед иголка» и петельного стежка, известного в Индии как «джали».
Изначально эта роскошная вышивка была предназначена для высшего сословия. Однако с течением времени и появлением более доступных материалов, она стала доступной и для менее обеспеченных людей.
Рассмотрим подробнее технику и основные швы, используемые в чиканкари:
- Бахия – один из самых распространенных швов в чиканкари, также известный как прокладная восьмерка. Этот двойной шов создает прекрасные тени и особенно хорошо смотрится на тонких тканях.
- Банарси – еще один оригинальный шов, которого нет в европейской вышивке. Этот шов напоминает шнурок.
Представляем вам классические швы, применяемые в чиканкари:
- Тамбурный шов: – этот шов создает плотные и ровные линии. Он широко используется для вышивки деталей и контуров.
- Шов глазок или хулл используется для создания цветочных середин, так как добавляет текстуру и объем вышивке.
- Петельный шов создает эффект петель, что придает изображению объем и интересный внешний вид.
- Шов волна – это декоративный шов, который широко применяется в технике чиканкари. Он добавляет движение и живость вышивке.
- Гольбейн – этот шов применяется для вышивки растительных мотивов, таких как стебли и лепестки. Он создает элегантные и изящные контуры.
Кантха
Вышивка кантха отличается от зардози тем, что она традиционно была женским занятием. Девушки в этой технике занимались шитьем во время сезона дождей, когда не было сельскохозяйственных работ и можно было посвятить себя любимому делу.
Этот вид вышивки напоминает японскую технику сашико, при которой слои ткани прошиваются для увеличения прочности и долговечности. Кантха была доступным ремеслом, которым могли заниматься даже бедные люди, поскольку требовала меньше мастерства, чем другие виды вышивки. В то же время отсутствие жестких правил в этой технике позволяло вышивальщицам проявить больше фантазии и создать уникальные узоры. Сюжеты узоров были разнообразными, и различные религиозные группы Индии, будь то мусульмане, буддисты или индуисты, вносили свои детали в эту вышивку, хотя использование растительных элементов было общим для всех.
Вышивка кантха имеет символическое значение. Беременные женщины начинали вышивать одеяло с такой вышивкой за несколько месяцев до родов, считая, что оно может принести удачу и счастье малышу.
Основной шов в технике кантха - это «вперед иголка», который является самым простым и распространенным швом в этой технике.
Символика цвета
В Индии цвета имеют особое значение, и даже в выборе нитей для вышивки учитывается их символическое значение.
- Красный цвет в индийской культуре традиционно ассоциируется с чувственностью и чистотой, поэтому используется в свадебных нарядах.
- Желтый цвет символизирует разум и силу мысли, способствует активизации умственных способностей.
- Синий цвет, в основном, связывается с мужественностью. В индийской мифологии множество богов-мужчин представлены в синих одеяниях.
- Зеленый цвет ассоциируется с плодородием и перерождением.
- Оранжевый и темно-оранжевый цвета пришли в Индию из буддизма. Их значение связывается с огнем, чистотой и жертвенностью.
В современной моде
Модные дома все больше обращают внимание на вышивку, находя вдохновение в истории и народном творчестве разных стран. Особое внимание уделяется Индии с ее ярким колоритом, и в результате индийский стиль кроя и вышивка становятся популярными по всему миру. Одним из примеров такого влияния является узор пейсли, который часто встречается на современных подиумах. Даже техника вышивки шиша появляется в модных коллекциях.
В интерьерном дизайне индийская геометрия и цветочные мотивы могут служить ключевыми элементами стиля.