Золотное шитье представляет собой ручную вышивку, выполненную металлическими позолоченными или серебряными нитями.
Техника вышивки золотыми и серебряными нитями известна с давних времен и практикуется различными народами. В V веке византийские и персидские мастера украшали одежду и предметы быта золотым шитьем. Позже эта техника распространилась в западной Европе, где основное применение нашла в вышивке церковных облачений.
Изначально такая вышивка получила название «золотной», поскольку для нее использовались настоящие золотые нити, которые впоследствии были заменены позолоченными нитями.
Для золотого шитья выбирали прочную ткань, способную выдержать тысячи проколов. Для этой цели используют бархат, кожу, сукно, иногда шелк.
История золотного шитья
В XI веке на Руси появилось искусство золотого шитья. Мастерские золотошвей процветали при монастырях, царских дворцах и княжеских палатах. Особенно известными были торжокские мастерицы.
История торжокского золотного шитья уходит вглубь веков. Еще в XII-XIII веках, а возможно, и ранее, при раскопках на территории бывшего Кремля были обнаружены кожаные лоскуты, украшенные золотыми нитями, которые, предположительно, использовались в качестве денежных знаков. Лучше всего процветало искусство золотого шитья в XVIII-XIX веках, когда торжокские мастерицы заслужили признание далеко за пределами Тверской губернии. Их работы украшали головные уборы, сапоги, кафтаны, церковные облачения, праздничные костюмы и даже царские наряды.
В торжокском золотом шитье часто использовались растительные узоры, дополненные изображениями животных и птиц, а также орнаментально-декоративными мотивами.
Со временем, с развитием промышленности, золотое шитье постепенно ушло в тень, поскольку люди предпочитали готовую одежду. Однако некоторые элементы военной формы продолжали расшивать золотыми нитями.
В настоящее время в Торжке действует золотошвейная фабрика, где с использованием как машинного, так и ручного труда создаются прекрасные изделия, способные украсить любой дом и дополнить любой наряд.
Техники золотного шитья
Золотное шитье предлагает разнообразные техники, включающие шов «вприкреп» (мягкий и счетный), характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», а также швы с названиями «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец» и «перышки».
В технике, известной как «литой кованый» шов, золотые нити аккуратно укладываются таким образом, что создается впечатление непрерывной пластины. Это трудоемкое занятие: на каждый квадратный сантиметр такой вышивки требуется примерно два часа времени.
Канитель
Выражение «тянуть канитель» имеет непосредственное отношение к золотному шитью. Канителью называется тонкая металлическая нить, изготовленная из золота или серебра, используемая для вышивки.
Процесс создания канители начинался с нагревания металла до белого каления. Мастер использовал специальные щипцы, чтобы тонко вытянуть нить. На выходе нить получалась: круглого сечения, называемая «волочёнка», и расплющенная – «бить». Позднее стали применять «пряденую» нить, где металлическая нить наматывалась на обычную шелковую или льняную нить.
Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотная нить не протягивается через ткань, а прикрепляется к ней с помощью шва «вприкреп», поверх основы второй нитки. При этом важно, чтобы вспомогательная нить оставалась невидимой для глаза. Благодаря разнообразию швов создаются впечатляющие узоры.
Припудривание (припорох)
Для переноса узора на ткань мастерицы применяли различные методы. Один из наиболее распространенных способов - «припудривание» или «припорох». Рисунок с кальки переносят, прокалывая его иглой или тонким шилом с расстоянием примерно 2-3 мм между проколами. Затем, с обратной стороны, лист с рисунком протирают наждачной бумагой, чтобы сгладить неровности. Таким образом, создается трафарет-сколок. Сколок накладывается на лицевую сторону ткани и тщательно закрепляется. Для темных тканей используется смесь из мела и керосина (должна иметь густую сметанообразную консистенцию), а для светлых - синьки и керосина. Затем трафарет протирают круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в этой смеси. Перед заправкой основы в пяльцах рекомендуется закрепить кусок любой ткани в качестве подкладки, а затем пришить ткань-основу к этой подкладке.
Особенности золотного шитья
Золотное шитье с использованием волоченного золота и серебра было популярно до XI века.
Гладкие блестящие поверхности создавались с помощью параллельных стежков, расположенных близко друг к другу. Золотое шитье привлекало внимание своей игрой света и тени, вызванной металлическими нитями. Для создания выпуклых рисунков могла использоваться бумага или вата под основой. Благодаря своей роскошности, золотое шитье стало основным методом отделки предметов церковного обихода.
В каждом центре золотошвейного шитья были популярны излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Особенно популярными были вышивка на бархате малинового и красного цветов. В середине XVI века техника шитья продолжала развиваться, включая использование разноцветных шелков. Многоцветные, светлые и яркие прикрепы смягчали блеск золота, сочетаясь с ним и создавая выразительные узоры. Золотое шитье, изначально применявшееся для украшения предметов церковного обихода и роскошной светской одежды, постепенно стало использоваться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.
Головные уборы с золотными нитями
Особенно яркой и красочной была вышивка на головных уборах и платках.
Головные уборы представляют огромное разнообразие стилей и дизайна. Некоторые из них были украшены золотом и серебром, что делало их незаменимой частью праздничных нарядов и придавало им роскошный и драгоценный вид.
Особенно известными своей красотой и мастерством были платки из Нижегородской области (Огородец, Арзамас и другие), на которых присутствовала вышивка золотыми нитями. В качестве материалов для платков использовались мягкие и легкие ткани, такие как миткаль, шелк, батист и кисея. Растительные узоры были выполнены с использованием золотых и серебряных нитей, а также украшены блестками, бахромой, галунами и кружевом.
В XVII-XVIII веках шитье на придворных парадных костюмах достигло пика развития, характеризующегося сложностью и изысканностью. Иностранцев, находящихся при дворе, поражало обилие серебряных кружев, богатая золотая вышивка и ослепительные драгоценности, используемые в нарядах придворных дам.
Центры золотного ремесла
Вышивка золотом была широко распространена в мастерских Петербурга и Москвы, а также в Новодевичьем и Ивановском монастырях Москвы. Иногда золотошвеи из Торжка приглашались для работы над царскими придворными костюмами. Особую известность Торжок получил благодаря вышивке шелком и золотом на сафьяновых сапогах.
Адмиралы, генералы и высокопоставленные чиновники гордились мундирами, украшенными вышивкой, сделанной на берегах Тверцы. Цветными шелковыми нитками и золотыми нитями также украшались свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани и платки.
Золотошвейное искусство стало одним из важных художественных ремесел. Мастера золотного шитья Древней Руси внесли значительный вклад в его развитие и формирование национальных традиций, которые продолжили развиваться в народном искусстве последующих эпох.